Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его удобнее для вас.
Согласен

Алёна рудакова

Эксперт по гуманному менеджменту с 12+ годами управленческого опыта в IT, госсекторе и промышленности
Статья
Выгорание или невыгорание — вот в чем вопрос!
Совсем недавно читала одну занятную книгу, в которой проводилась ретроспектива условий работы. Когда тяжелый труд рабочих сместился в сторону «А давайте в офисе будет массажист?».

Самый близкий и дошедший до нашего времени перелом произошел примерно в 1960-х годах. Автор описывает этот перелом так: «появляются рабочие места нового типа, часто их проектируют именитые архитекторы. Они выглядят привлекательными внушают доверие. Помещения разделены на ячейки с перегородками, окрашенными в яркие и ясные цвета, рабочие зоны перемежаются кофемашинами и столами для пинг-понга, их могут дополнять дополнительные „плюшки“ типа спортзала или бассейна, массажного кресла в коридоре и пр. — все для того, чтобы максимально мотивировать работников. Дизайн служит развитию лояльности и повышению результативности».

Эти изменения во многом связаны с концепцией корпоративного гуру Тони Шея, генерального директора интернет-компании Zappos. Он утверждал, что наибольшего успеха добьется предприятие, которое «сознательно или продуманно культивирует в своей организации ощущение счастья».
Именно эта компания одной из первых стала использовать неформальный подход в организации рабочих мест. Среди полутора тысяч работников есть «главные специалисты по обеспечению счастья, которые следят за тем, чтобы никто на рабочем месте не смог избежать его». Шей считал, что для начала нужно уволить 10% «самых мрачных работников», после чего оставшиеся станут «супер-вовлечены».

Однако, с течением времени в результате исследования становится понятно, что эти инструменты не работают, когда работник не испытывает искренней вовлеченности и интереса в процесс. Появляется новая профессия — консультант по мотивации.

Я задумалась над тем, что как это часто бывает,
хорошая идея дошла до маразма.
Истинное ощущение счастья в какой-то момент корпоративные гуру напрочь заменили ощущением комфорта. Но это совсем разные вещи: комфорт не дает человеку ощущение счастья, он дает удовольствие и если человеку достаточно комфорта для счастья, то в какой-то момент что-то пошло не туда. А что тогда счастье и как его испытывать на работе?
Алена Рудакова
Можно долго спорить о том, что нет универсального определения, счастье у каждого свое, но относительно работы все прозрачно — невозможно быть счастливым не будучи искренне вовлеченным в рабочий процесс и не испытывая к нему интереса. Если работа не имеет для человека большого смысла, то никакой комфорт, бассейн и корпоративный массажист не оживит омертвевшие от отсутствия мотивации тела и души. И в разрезе этого комфорт только усугубляет положение.

Один из работников в книге поделился серьезным личным осознанием: «компания оплатила мне переезд, организовала размещение — я приехал в обустроенный дом. Мне не стоило беспокоиться о своем питании, рабочее пространство было красивым и удобным. И, однажды, я понял, что теряю какие бы то ни было амбиции и способность выпутаться из чего-либо без посторонней помощи».

Он выделил интересные симптомы этого состояния:
  1. Вы замечаете, что строите планы пассивного существования, думаете только о сбережениях и пенсии. Не стремитесь двигаться вперед. Обгоняя других.
  2. Вас перестает раздражать бестолковость, вы пожимаете плечами и принимаете мир «таким, каков он есть»
  3. Вы становитесь менее требовательны и начинаете удовлетворяться второстепенным
  4. Вас уже мало что волнует
  5. Вы замечаете, что довольствуетесь пустопорожней болтовней и даже и не стремитесь к серьезному разговору
«Я даже заболеть не могу, — рассказывает он — Это может показаться смешным, но когда компания проводила профилактику от гриппа, я совершенно нелепо отказался: мне хотелось справиться с болезнью СВОИМИ силами!».
Как бы кто не говорил, вся природа человека продиктована стремлением к развитию — это у нас в крови, но меня поражает, как мы мастерски научились игнорировать и это — лишь бы ничего не делать, ведь болотце комфорта такое тепленькое.
Алёна Рудакова
Действительно, нам легче придумать «объяснение», даже целый термин выдуман, ученые его изучают, психологи борются с ним, а корпоративные лидеры принимают меры — ВЫГОРАНИЕ. А ведь по большому счету выгорание — это не столько проблема работодателя, сколько проблема самого человека: в момент, когда нужно двигать границу собственного развития, человек (скорее всего из соображения комфорта или страха изменений) решает ничего не менять. Но что-то внутри грызет — это наша природа, которая продиктована стремлением к развитию. И мы начинаем придумывать, что кто-то недостаточно поработал над нашей мотивацией, не поборолся с выгоранием и пр.

Определение мотивации звучит так: это эмоциональная и психическая готовность сделать что-то. Выходит, что 90% работы в области собственной мотивации лежит на стороне самого человека и никакие печеньки на кухне, бесплатный фитнес в существенной мере не влияют на это. Влияет искренний и глубокий интерес личности к тому, что она делает.
Представляется этот интерес в виде костра, в который дрова подбрасывает сам человек. Почему всегда сам — потому что каждый костер субъективен, как и то, что именно мотивирует каждого из нас.
Алёна Рудакова
Например, если взять команду разработчиков какого-либо приложения, то одного будет мотивировать возможность собственного роста, другого то, что он делает приложение, полезное обществу, а третьего — скорейшее решение материальных трудностей. При этом набор обязанностей, которые предлагает работодатель каждому из этих разработчиков один и тот же.
Мы часто обижаемся на начальство и обвиняем его в выгорании, забывая при этом, что сами недостаточно потрудились над поддержанием этого костра, что наша мотивация лежит прежде всего в плоскости наших интересов.
Алёна Рудакова
Мотивация извне — это как заставить любить — то есть невозможно. В этой связи выходит будто бы выгорание — это затянувшийся период в состоянии нерешительности в сторону перемен, а мотивация — это чувство, родить которое может только САМ человек и родить внутри, САМ.

P. S. Я пришла к этому диалогу с собой, когда считала себя выгоревшей и винила в этом своего работодателя)))