В уме человеческом архив — это что-то старое и не часто используемое, можно сказать пережитое. Однако же, друзья, все наши знания о прошлом зиждятся на «вчерашнем». Это актуально не только для жизни одного конкретного человека, но и для целого народа — стирание «вчера» в масштабе одного человека — это целая трагедия, а в масштабе народа вызывает культурную и социальную амнезия целых поколений.
В современном обществе модно самым ценным ресурсом считать время. Однако бесчисленное количество лет впереди, но проживаемых в состоянии беспамятства, превращает человека не в счастливого долгожителя, а в бессмысленно отбывающего срок заключенного. Линейно время образует последовательность — без вчера нет сегодня, без сегодня нет завтра. То есть время — это своего рода абонемент на проживание жизни и, как следствие, необходимый критерий накопления памяти и опыта. То есть эти понятия только в тесной связи имеют глубокую ценность и не представляют никакого интереса по отдельности.
Все наше будущее выросло на прошлом. В глобальном смысле ведь любую веху искусства, науки, образования, политики и пр. можно разделить на свои «сегодня» и «вчера». В локальном смысле, все живое (человек, дерево и пр.) тоже имеют своё «сегодня» и «вчера». И все, что имеет человечество на сегодняшний день — это филигранный продукт прошлого.
В глобальном смысле вчера — это культура, традиции, путь побед и ошибок, достижений и утрат народа и нации. Это все составляет менталитет народа, нет, даже больше — генно-культурную память человека.
«Вчера» и память всегда близки, последняя является его хранителем. Это ведь волшебная способность, которой наделён именно человек. Волшебная потому, что благодаря ей я имею возможность понимать свою основу, тем самым отвечая на вопрос — кто я?". Поэтому так пагубна потеря этого знания о себе. Герой рассказа О. Сакса «Заблудившийся мореход» Джимми, страдающий потерей памяти, так говорил о своей жизни — «Как чувствую себя? Не так чтобы плохо — но и не так уж хорошо. Кажется, я вообще никак себя не чувствую. Ощущения жизни не чувствую, давно не чувствую, что живу!». Память придает осмысленности и образует тот самый вкус жизни…
«Вчера» может быть, конечно, разного качества.
Самые лучшие творения «вчера» живут веками и в каждом «сегодня» о них говорят: на все времена, актуально и сейчас, вне моды, вне времени и пр. Удачные памятники «вчера» наилучшим образом влияют на культуру человечества, составляют ее основу и способствуют развитию (глобальному — народа, локальному — личности). В голову пришли следующие примеры: произведения Моцарта до сих пор считаются шедеврами музыкального искусства; произведения классиков литературы будоражат сознание и душу «героя нашего времени»; герои картин, являющихся мировыми шедеврами живописи, до сих пор наблюдают очереди из желающих приобщиться к искусству.
«Неудачные» творения вчера образуют опыт… Как можно познать самое лучшее, если не знаешь, как выглядит худшее. «Ошибки» — это путь к истине.